Член экипажа «Аполлон–16» Чарльз Дьюк – десятый человек, ступивший на Луну,
и участник рекордного заезда на поверхности спутника Земли. На луномобиле –
одном из самых передовых и инновационных электромобилей в истории – он вместе с
напарником Джоном Янгом разогнался до 18 км/ч, но на Земле машин с
электродвигателем ещё не водил. Именно это упущение и было исправлено в честь
юбилея первого лунного тест-драйва.
85-летний астронавт и генерал ВВС США Чарльз Дьюк за рулем Porsche Taycan
поделился впечатлениями от управления современным электромобилем, а также
вспомнил свои поездки по Луне.
Чарльз Дьюк
«На мой взгляд, LVR (lunar roving vehicle – лунный вездеход) был первым
по-настоящему надежным, прочным и выносливым электромобилем», – рассуждает
Дьюк. «Две батареи и около 100 ампер часов мощности, у каждого колеса своя
независимая подвеска, шины, сделанные из проволоки. Последнее, кстати,
показалось мне полным безумием в начале, но на самом деле идея гениальна:
проволочные шины обеспечивали на лунном грунте идеальное сцепление».
В начале 1970-х годов конструкция LRV была действительно революционной. За
17 месяцев был создан лёгкий (210 килограммов), но абсолютно надежный аппарат,
который, к тому же, разбирался на части для перевозки в тесном командном модуле
– запускать отдельную ракету для доставки на Луну этой машины было слишком
дорого.
в июле 2021 года исполняется 50 лет с тех пор, как первый луномобиль
отправился на спутник. В начале 1970-х годов конструкция LRV была действительно
революционной.
Поездки по Луне
«На Луне машина весила всего 80 фунтов (36 кг), – говорит Дьюк, – Так что вы
бы могли её даже поднять. При этом ей по силам был груз в 1 200 фунтов (544
кг). Мы собрали луномобиль, поставили сиденья, включили двигатель и поехали.
Пешком можно было отдаляться от места посадки только метров на четыреста, на
машине же мы могли путешествовать на расстояния в шесть-семь километров от
своего корабля. Это было революцией в исследовании Луны, поскольку теперь мы
получали образцы из всех этих мест на крайних точках».
Три метра в длину и почти столько же в ширину, в основе LRV – трубчатое
алюминиевое шасси, к которому прикреплена подвеска на торсионах спереди и
сзади, обеспечивающая щедрый дорожный просвет в 360 миллиметров даже при полной
загрузке. Упомянутые выше проволочные колеса были покрыты металлическими
планками, игравшими роль протектора. В движение аппарат приводился четырьмя
электромоторами мощностью 0,25 л. с. каждый, а для управления вместо руля
использовался джойстик.
«Эта штука могла преодолевать 25-градусные уклоны, – с улыбкой вспоминает
Дьюк. – На второй день мы отправились к горе Стоун Маунтин и начали подъём. Мне
казалось, что я вот-вот выпаду из машины, но позже оказалось, что поездка вниз
будет ещё более захватывающей. Я рад, что мы были пристегнуты, так как эта
штука прыгала как сумасшедшая». В общей сложности Чарли Дьюк и его напарник
Джон Янг за время экспедиции преодолели на своём LRV более 26 км, максимально
удаляясь от лунного модуля на 4,5 км, однако аппарат был способен работать и
дальше.
«Я не думаю, что за время нашего трёхдневного пребывания на Луне мы
использовали даже половину заряда батарей», – говорит Дьюк. «Когда мы улетали,
то оставили машину на стоянке с включенной камерой, чтобы зафиксировать взлёт.
Только через несколько дней батареи сели полностью. Луномобиль был чрезвычайно
надежен, и я думаю, что даже сегодня, если бы мы вернулись с новыми батареями,
то могли бы установить их и снова поехать. Я всегда говорил, что если вам нужен
автомобиль стоимостью 8 миллионов долларов с разряженным аккумулятором, то я
могу указать точное место, где он припаркован».
Чарльз Дьюк и Taycan Turbo S
Несмотря на то, что Дьюк водил один из самых передовых и инновационных
автомобилей в истории человечества, он никогда не ездил на гражданских
электромобилях, пока Porsche не предложил ему испытать электрический Taycan на
небольшом аэродроме недалеко от Остина, штат Техас.
«Мне, конечно, доводилось управлять гольф-каром, – говорит Дьюк, – Но здесь,
на Земле, я никогда не ездил на полностью электрической машине для обычных
дорог. В новом автомобиле, как и в кабине нового самолёта, я сначала оцениваю
обзорность и расположение органов управления в кокпите. Могу сказать, что
Taycan – удивительная машина, технологии в которой значительно превосходят то,
что было в нашем лунном автомобиле».
Интерьер Taycan Turbo S
Все три использовавшиеся в экспедициях LRV были оставлены на поверхности
Луны, где они стоят по сей день. Первопроходцы космических дорог вот уже
полвека собирают лунную пыль, но мир внизу не стоит на месте, а храбрость и
упорство Дьюка и его коллег-астронавтов остаются источником вдохновения для
всех тех, кто продолжает раздвигать границы мобильности, совершая маленькие
шаги и огромные прорывы.